Статистика детских и подростковых самоубийств в нашей стране приводит в ужас! Причем, большинство детей, которые уходят из жизни по собственной воле, растут в благополучных семьях, а произошедшая трагедия становится абсолютной неожиданностью для родителей. Что же толкает психически здорового ребенка, воспитывающегося в любящей семье, на такой отчаянный шаг? Одной из причин специалисты называют Интернет, точнее — социальные сети и сайты, провоцирующие детей на самоубийства.
Одним из последних веяний сети Интернет являются “смертельные игры”, в которых детям дают задания, начиная от просмотра видео и прослушивания музыки до самоповреждения (порезов) и отсутствия ночного сна. Последнее задание такой игры — совершить самоубийство.
Довольно быстро набирает обороты и игра «Беги или умри», в которой школьникам предлагается выскакивать на дороги прямо перед автомобилями.
Распространены также массовые самоубийства, когда участники сообщества договариваются о том, что все соберутся в одном месте или в одно и то же время и совершат некий поступок. И ребенок, таким образом, совершает самоубийство “за компанию”.
Принято считать, что жертвами “групп смерти” становятся исключительно подростки, но это не так: поскольку возраст пользователей сети Интернет становится все моложе, зачастую мишенью преступников являются дети младшего школьного возраста.
Дети же даже не подозревают, что выкладывая в соцсети фото и видео, рассказывая о своих интересах и проблемах, увлечениях и пристрастиях, они создают прекрасный материал для вербовщиков и мошенников всех мастей. Последним остается лишь малое — сделать вид, что они дадут ребенку как раз то, чего ему не хватает в реальной жизни: внимание, понимание, поддержку, признание, принятие, возможность самореализоваться и т.п.
Чтобы предотвратить беду, родителям необходимо быть “на чеку” и обращать внимание:
1. В каких группах в соцсетях состоит ребенок (опасны группы, содержащие в названии: «Синий кит», «Киты плывут вверх», «Разбуди меня в 4.20″, f57, f58, «Тихий дом», «Рина», «Ня пока», «Море китов», «50 дней до моего…»);
2. Какие хэш теги использует ребенок на своей странице (говорят об опасности хэш теги : #дом китов, #150звёзд, #ff33, #f53, #f57, #f58, #d28. #морекитов, #тихий дом, #хочу в игру, #млечный путь);
3. Открыт ли доступ к странице ребенка: если ребенок закрыл доступ к подробной информации, если в переписке на стене есть фразы «разбуди меня в 4.20″, «я в игре», родителям необходимо срочно вмешаться;
4. Важно знать, спит ли ребенок ночью, особенно около 4-5 утра;
5. Обратить внимание на одежду, если ребенок не носит “открытую одежду”, закрывает руки и ноги, возможно он прячет порезы;
6. Обратить внимание на вещи в комнате (наличие лезвия или “тайников”, которых раньше не было);
7. Обратить внимание на беспричинные изменения поведения ребенка.
Детям важно объяснить, что:
1. В Интернете очень легко оказаться обманутым;
2. Тот, кто пишет ребенку в Интернете, может оказаться кем угодно, поскольку Сеть позволяет скрывать свое истинное лицо и свои истинные мотивы;
3. Если кто-то в Сети просит предоставить свои данные (адрес, возраст, телефон, режим дня ребенка и родителей, место работы родителей, данные личных документов и пр.), никогда не предоставлять такие сведения;
4. Если кто-то угрожает, высказывает недопустимые и/или незаконные предложения, нужно сообщить родителям.
Стоит заметить, что далеко не все дети и подростки, “зависающие” в Интернете, засиживаются на сайтах и общаются в сообществах соцсетей, где пропагандируют суицид.
Увлечение опасными играми может свидетельствовать о том, что в ребёнке накопилось много энергии, которая не находит подходящего выхода. Поэтому профилактикой будет знакомство ребенка с местами и способами раскрытия своего потенциала, например с “экстремальными”, но безопасными видами досуга: скалодром, картинг, пейнтбол, секция борьбы.
Легко подвержены внушению также дети, у которых отсутствует навык обращения за помощью. Родителям стоит рассказать ребенку о том, в каких ситуациях им приходилось обращаться за помощью, объяснить, что самостоятельность — это важно, но иногда задачи решаются только в команде с другими людьми.
Чаще всего суицидальные мысли возникают у ребенка, который сталкивается с проблемами в учебном заведении или дома. Если у ребенка нет заботливого авторитетного взрослого (родителя, учителя, наставника, старшего товарища…), который морально поддержит, услышит и поймет, ненавязчиво подскажет и направит на путь истинный, то, его психика будет открыта для любого внушения извне.
При этом надо понимать, что внушенные в социальных сетях установки на совершение суицида — это лишь провокация и подкрепление уже имеющихся у ребенка негативных мыслей. Поэтому лучшей профилактикой всегда является искренне участие родителей в жизни ребенка и неподдельный интерес к его внутреннему миру — его же соцсети вам в помощь!