Взяточничество, как правило, не имеет непосредственных потерпевших, которые заявляют о совершении в отношении них преступления.
Согласно Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, принятой в 1985 году резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, под термином «жертвы» понимаются лица, которым индивидуально или коллективно причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания и материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, нарушающего действующие национальные уголовные законы, включая законы, запрещающие преступное злоупотребление властью.
В процессе повседневной жизнедеятельности у граждан могут возникнуть ситуации, когда на пути достижения определенного блага возникают должностные лица, из корыстной заинтересованности препятствующие либо безосновательно отказывающие гражданину в их получении, порой тем самым, нарушая не только уголовное законодательства, но и законные права и интересы соотечественников.
Передав должностному лицу взятку, неважно в каком виде, гражданин рискует не только остаться без обещанного чиновником и желаемого гражданином блага, но и быть привлеченным к уголовной ответственности.
Дача взятки должностному лицу является преступлением, предусмотренным ст.ст. 291 и 291.2 (в зависимости от суммы взятки) Уголовного кодекса Российской Федерации. Кроме того, в соответствии со ст. 291.1 УК РФ привлечению к уголовной ответственности подлежит лицо, являвшееся посредником в дачи взятки в значительном размере и более.
Примечанием ст. 291 УК РФ лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении него имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
Таким образом, Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрены случаи освобождения лиц от уголовной ответственности за дачу взятки. Но при этом, важно знать, что предложение должностного лица «решить вопрос» за определенную сумму денежных средств о непривлечении гражданина к административной либо уголовной ответственности, не будет являться вымогательством и в случае передачи денежных средств должностному лицу грозит привлечением к уголовной ответственности самого гражданина по одной из вышеуказанных статей.
Кроме того, существует вид мошенников, которые звонят гражданам, представляясь сотрудниками правоохранительных органов, хотя таковыми в действительности не являются, и требуют за освобождение их родственников, задержанных по подозрению в совершении преступления либо за административное правонарушение, денежное вознаграждение. В случае, выполнения требований мошенников и передачи им денежных средств в действиях гражданина также будут усматриваться признаки преступления, а именно дачи взятки должностному лицу, так как гражданин, давая взятку, верит и осознает, что передает ее представителю власти.
Ввиду изложенного, гражданам, чтобы не стать жертвой коррупционного преступления, а в данном случае взяточничества, не следует поддаваться на провокацию и вымогательство со стороны должностных лиц, предполагая возможность избежать уголовной ответственности и получить желаемое, и в случае требования взятки незамедлительно сообщить об этом в правоохранительные органы, способствовать привлечению коррупционера к ответственности.