Правовые особенности предоставления в аренду государственного имущества

Прокуратурой района на постоянной основе осуществляется надзор в сфере использования и распоряжения государственным имуществом.

Основным нарушением указанной сфере законодательного регулирования является предоставление в аренду государственными учреждениями имущества в отсутствие согласия собственника.


Так, существующие правовые нормы требуют от учреждений и казенных предприятий получения предварительного согласия собственника для предоставления государственного имущества в аренду (ст.ст. 125, 296, 298 и 608 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Кроме того, предусмотрено обязательное проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением определенных случаев (ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

За нарушение установленного порядка законодательством предусмотрена административная ответственность.

Так, статьей 7.35 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение государственным унитарным предприятием или государственным учреждением порядка согласования при совершении сделки по распоряжению государственным имуществом в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 до 10 процентов цены совершенной сделки или дисквалификации на срок от шести месяцев до трех лет; для юридических лиц - от 10 до 20 процентов цены совершенной сделки.

За нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта ст. 7.24 КоАП РФ также предусмотрена административная ответственность.

При этом, ст. 7.24 КоАП РФ распространяет свое действие как на арендодателя, не получившего согласие собственника, так и на арендатора, который не удостоверился в том, что заключает договор аренды с лицом, у которого такое согласие имеется.

Учитывая изложенное, необходимо уделять повышенное внимание указанным вопросам при использовании государственного имущества.