Соблюдаем безопасность на водном транспорте

Водный транспорт включает в себя речной и морской виды транспорта.

Значение морского транспорта для России определено положением ее на берегах морей акватории трех океанов: Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого. Протяженность морских границ России около 40 тыс. км. Многие морские порты расположены в крупных городах – Санкт-Петербург, Владивосток, Калининград, Мурманск и др. Значительное число кораблекрушений происходит на акватории портов крупных городов.

Россия располагает самой большой в мире сетью внутренних водных путей, используемых для транспортного судоходства. В Европейской части России функционирует не имеющая аналогов Единая глубоководная система протяженностью 6.5 тыс. км. Общая протяженность эксплуатируемых внутренних водных путей составляет 101.6 тыс. км. Более 100 тыс. транспортных судов перевозят в год порядка 30 млн. пассажиров и более 120 млн. тонн грузов.

Большая часть аварий на морских и речных судах происходит в результате столкновений. Под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей – капитанов, лоцманов, членов экипажа, когда суда садятся на мель или сталкиваются друг с другом, случается большое число аварий и катастроф.

Основные меры безопасности при нахождении на судне:

​ внимательно прослушайте инструктаж капитана или его представителя;

​ заблаговременно изучите аварийные памятки (инструкции), в обязательном порядке принимайте участие в учебных тревогах;

​ узнайте кратчайшие пути к коллективным средствам спасения на шлюпочной палубе, место хранения закрепленных индивидуальных средств спасения и правила обращения с ними;

​ курите только в отведенных местах;

​ не наклоняйтесь за борт судна – падение человека в воду может быть незамечено, особенно в темное время суток.

Решающим фактором выживания в случае катастроф на воде является использование средств спасения.

К средствам спасения относятся:

​ судовые коллективные спасательные средства – шлюпки, надувные плоты и другие средства, имеющиеся на судне;

​ индивидуальные средства спасения – спасательные жилеты, спасательные костюмы, спасательные круги.

ПРИ КОРАБЛЕКРУШЕНИИ

Пока судно остается на плаву, не спешите его покидать. При подаче капитаном команды «Покинуть корабль», немедленно направляйтесь к местам аварийной высадки.

Прежде чем покинуть судно:

​ помогайте тем, кто находится в затруднении;

​ наденьте теплую одежду, перчатки и головной убор;

​ правильно наденьте спасательный жилет.

При высадке с судна:

​ помните – места в спасательных шлюпках (плотах) в первую очередь предоставляются женщинам, детям, раненым и старикам. Брать с собой разрешается только документы, спички или зажигалку, одеяло, личные лекарства, деньги;

​ высаживайтесь на плот (шлюпку), по возможности, не входя в воду (сухая одежда лучше защищает от холода);

​ в крайнем случае – прыгайте прямо в воду, убедившись, что спасательный жилет надежно закреплен. Для прыжка следует использовать следующие правила:

- соедините колени и держите ноги слегка согнутыми;

- одной рукой закройте нос и приоткройте рот;

- другой рукой крепко держитесь за жилет, положив руку под мышку,

блокируя ее локтем – таким образом, жилет не поднимется вверх и не

накроет голову;

​ при отсутствии коллективных спасательных средств ночью приведите в действие лампочку, встроенную в жилет, выдернув две пробки из батарейки.

После высадки:

​ помогайте находящимся в воде подняться на плот;

​ закройте специальными пробками клапаны безопасности, имеющиеся на плоту;

​ откройте пакет со стандартным оборудованием плота, чтобы проверить его содержимое;

​ окажите помощь раненым и успокойте упавших духом;

​ спустите в воду плавучий якорь, что позволит медленнее удаляться от места бедствия, а спасательному средству – не перевернуться.


Территориальный отдел (по Калининскому району

Санкт-Петербурга) УГЗ ГУ МЧС России

по г.Санкт-Петербургу

СПб ГКУ «Пожарно-спасательный отряд противопожарной

службы СПБ по Калининскому району Санкт-Петербурга»