В связи с действующими ограничениями из-за сложившейся эпидемиологической обстановки Пенсионный фонд России упростил назначение ряда пенсий и пособий и в проактивном режиме продлевает выплаты без участия граждан. Мы обратились за разъяснениями к начальнику управления ПФР в Калининском районе Ольге Михайловне Шауловой.
- Ольга Михайловна, как сегодня жителям нашего района, оформляющимся на пенсию, сделать это оперативно и без посещения Пенсионного фонда?
- Условия, в которых теперь приходится работать управлению, особенно сейчас не простые. Вся страна и большинство предприятий и организаций в районе, в городе обязаны соблюдать все правила самоизоляции, Пенсионный фонд, не смотря ни на что, продолжает назначать пенсии и выплачивать пособия, обрабатывать десятки тысяч заявлений на единовременную выплату семьям с детьми до 3-х лет, консультировать граждан практически в круглосуточном режиме и вести информационно-разъяснительную работу.
Прием в клиентской службе ведется исключительно по предварительной записи, но оформить пенсию сегодня можно не только электронно, но даже по телефону. Так, большинство пенсий сегодня оформляется по электронным заявлениям, которые подаются через личный кабинет на сайте Пенсионного фонда и портале Госуслуг. Доля таких обращений в настоящее время достаточно велика, примерно 75 %. По большинству из них пенсия с согласия человека назначается полностью дистанционно на основе данных, которые переданы работодателями в информационную систему Пенсионного фонда.
Наполнение лицевых счетов предпенсионеров сведениями о стаже и заработной плате, данными о нестраховых периодах, которые также учитываются при назначении пенсии, обеспечивается за счет заблаговременной работы, проводимой всеми территориальными органами Пенсионного фонда. Благодаря этому большинство пенсий в период с 1 апреля по 30 июня может быть назначено удаленно и не требует личного визита в клиентскую службу управлений ПФР.
Если у человека нет возможности подать электронное заявление о назначении пенсии, специалисты управлений ПФР, при наличии возможности связываются с гражданами по телефону и получают согласие на оформление пенсии, что отражается в специальном акте. На основе этого документа формируется заявление о назначении пенсии, и запускаются дальнейшие процессы по оформлению пенсии.
Надо отметить, что специалисты Пенсионного фонда никогда не запрашивают номер банковской карты или ее ПИН-код, а также пароль доступа к личному кабинету. Если по телефону просят предоставить такую информацию, скорее всего, человек имеет дело с мошенниками. Управление ПФР в Калининском районе настоятельно рекомендует не доверять сомнительным звонкам или письмам и при подозрении на мошенничество незамедлительно прекратить дальнейшее общение.
- Хорошо, а как происходит назначение и продление пенсии инвалидам?
- Все виды пенсий людям с инвалидностью и некоторые социальные выплаты назначаются по данным Федерального реестра инвалидов. При обращении в ПФР инвалиду достаточно подать только заявление, все остальные сведения Фонд получает из реестра. При этом инвалид может направить электронное заявление и таким образом полностью дистанционно оформить выплату, не обращаясь за ней лично.
Помимо этого, с 1 марта до 1 октября 2020 года действует временный порядок определения инвалидности, согласно которому вся процедура происходит исключительно на основе документов медицинских учреждений, без посещения инвалидом бюро медико-социальной экспертизы. Продление инвалидности также осуществляется заочно. При наступлении даты, до которой была установлена инвалидность по итогам освидетельствования, ее срок автоматически продлевается на полгода, как и право на пенсию и другие выплаты.
- В связи с пандемией COVID-19 выплаты пенсии по потере кормильца, тоже будут продлены?
- Да, получателям пенсии по потере кормильца, которым исполнилось 18 лет, в ближайшие месяцы не нужно обращаться в Пенсионный фонд, чтобы подтвердить факт обучения и продлить выплату пенсии. До 1 июля 2020 года прохождение обучения будет подразумеваться по умолчанию. При этом территориальные органы ПФР принимают решение о продлении выплаты пенсии учащимся, в том числе - на основе данных, поступающих из учебных заведений, и сведений работодателей о трудовой деятельности.
- А как обстоит вопрос, связанный с выплатой пенсии по доверенности?
- По закону пенсионер, оформивший свою пенсию по доверенности на другого человека, должен раз в год лично прийти в клиентскую службу Пенсионного фонда или доставочную организацию, чтобы подтвердить получение пенсии. До июля 2020 г. данный порядок приостановлен, и факт получения пенсии подразумевается по умолчанию, благодаря этому выплата по доверенности продолжается даже по истечении выплатного периода.
- Ольга Михайловна, учтены ли в связи с этим интересы семей, получающих ежемесячную выплату из материнского капитала?
- Да, конечно, о таких семьях не забыли, поэтому семьям, получающим ежемесячную выплату из материнского капитала, в ближайшие месяцы не надо обращаться в Пенсионный фонд, чтобы подтвердить доходы и, соответственно, право на эту меру поддержки. В случае если период выплаты истекает до 1 октября, предоставление средств будет продлеваться автоматически.
Начальник управления ПФР
в Калининском районе Санкт-Петербурга
О.М. Шаулова