МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ АКАДЕМИЧЕСКОЕ
Внутригородское муниципальное образование города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Академическое

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРНОГО ОТДЕЛЕНИЯ СПб ГБУ СОН «Центр социальной помощи семье и детям Калининского района Санкт-Петербурга»

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

СПб ГБУ СОН «Центр социальной помощи семье и детям

Калининского района Санкт-Петербурга»

 

Безнадзорность, беспризорность — термины, характеризующие определенные социальные особенности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. Беспризорного (или перевоспитанного беспризорного) не трудно обнаружить среди других людей. Его поведение резко отличается от поведения сверстников, воспитанных в «тепличных» условиях. На беспризорных смотрят в обществе как на «испорченных» и «преступных» детей. Беспризорные дети отличаются более сильным инстинктом самосохранения, повышенной возбудимостью, склонностью к искусственным возбудителям (наркотикам, алкоголю и т.п.), так же у них обострено чувство справедливости и сострадания, они очень ярко и искренно выражают свои эмоции. Некоторые из них преждевременно начинают половую жизнь. Откуда берутся трудные подростки? Древнекитайский философ Сюнь-Цзы (313 – 235 годы до нашей эры) сказал: "Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки". Почему же тогда ребенок изначально открытый и устремленный к добру, взрослея, постепенно приобретает асоциальный тип поведения?

Важнейшим фактором является условие семейного воспитания. Исследования, проводимые отечественными учеными, позволяют определить модель родительской семьи, где дети встают на путь асоциального поведения:

- наличие в семье безработных;

- низкий уровень благосостояния;

- деструктивные взаимные отношения между членами семьи;

- наличие в семье членов с асоциальным поведением.

Для решения данных проблем нужно заниматься ее ранней профилактикой.    Социально - педагогическая профилактика – это система мер, социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков, и способствующих проявлению различных видов его активности.

Особенности профилактики беспризорности несовершеннолетних в стационарном отделении СПб ГБУ СОН «Центр социальной помощи семье и детям Калининского района Санкт-Петербурга» - это создание в учреждении семейной атмосферы и проведение всесторонней медикосоциальной и психологической реабилитации детей от
5 лет до 15 лет.

Весь период нахождения ребенка в стационарном отделении за ним постоянно наблюдают медицинские сестры, состоящие в штате отделения, а в случае необходимости всегда готовы прийти на помощь врачи СПБ ГБУЗ «Городская поликлиника 118».

В отделении работают высококвалифицированные педагоги – воспитатели, социальные педагоги, педагоги-психологи, учитель-дефектолог, которые в ходе коррекционной работы используют различные формы и методы по активизации познавательной сферы детей. Применяются   упражнения, направленные   на развитие восприятия, памяти, внимания и мышления, мелкой моторики, что положительно сказывается на успеваемости учащихся и подготовке к школе младших детей. Основной смысл работы с несовершеннолетними заключается в том, чтобы ребенок поверил, что его любят и принимают таким, какой он есть, со всеми его недостатками и проблемами.

Комплексное обследование   воспитанников   показывает, что практически все дети поступают в центр с различной степенью и формами психического отклонения, недоверчивы и очень трудно идут на контакт с воспитателями и педагогами. Поэтому для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа социального обслуживания. Однако социальная реабилитация - лишь часть проблемы полноценной социализации несовершеннолетнего. Главное - не допускать, чтобы ребенок остался сиротой при живых родителях.   Вот   почему   самым   главным   считается нормализация обстановки в семье и восстановление семейных связей. Получая социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, ребенок не покидает в полной мере свою среду. Во-первых, он имеет возможность общаться с родителями, которые могут и должны навещать своего ребенка, и если мы видим, что связи в семье зачастую деформированы и нуждаются в коррекции, то педагоги и психологи помогают их восстановлению.

Во- вторых мы сохраняем ближайшее социальное окружение ребенка, он посещает свою школу и учреждения дополнительного образования, общается с педагогами и друзьями.  

В-третьих, несовершеннолетний принимается в стационарное отделение добровольно, в большинстве случаев, программа для него разрабатывается с учетом пожеланий родителей, независимо от того, направлен ли он органами социальной защиты населения или помещен по рекомендации школы, КДН и ЗП и пр.

Проживание детей в стационарном отделении благотворно влияет на его поведение и нравственное развитие. Позитивным изменениям способствуют новая социальная среда, непривычные отношения с взрослыми, интересные занятия, распорядок дня и организованный досуг. Профилактической и коррекционной работе с детьми   предшествует диагностический этап. Важно уяснить характер отклонений в нравственном развитии и поведении конкретного ребенка.

Отделение работает в тесном взаимодействии с образовательными и медицинскими организациями, учреждениями культуры, также помощь и поддержку оказывают благотворительные организации и добровольцы из числа неравнодушных людей, которые своим вниманием помогают несовершеннолетним воспитанникам стационарных отделений расширять кругозор, знакомиться с новыми профессиями, интересными людьми разных социальных статусов.

Социальная среда насыщает человека эталонами жизни, образцами поведения. Ребенок выстраивает собственные действия и поведение, сначала под влиянием инстинкта подражания, затем – производя собственный выбор из представленного жизнью опыта. Чем шире средовое пространство и разнообразнее опыт, тем шире палитра социального выбора и тем достойнее будет выбор. Все это осуществляется через средства реализации: занятия в кружках, участие в конкурсах, выставках, экскурсионные поездки.

Много свободного времени ребят посвящено наблюдениям за живой природой. Обычно это происходит во время прогулок, экскурсий. Эти наблюдения находят отражение в работах детей в виде поделок, рисунков. Ребенок в подобной атмосфере начинает ощущать свою значимость, дети, не видевшие такого отношения в семье, усваивают новые образцы поведения.

Доброта и отзывчивость не появляются сами по себе, они воспитываются, и основную роль в этом играет любовь – любовь не на словах, а на деле. В первую очередь с помощью собственного примера доброжелательного, сердечного, мягкого отношения к людям. Характер детей в руках взрослых – пусть эти руки будут нежными, разумными и справедливыми. Если вам нужна помощь и поддержка, приходите к нам!

 

 

Заведующий стационарным отделением

Ю.Г. Николаева

  • сайт МО Сайт МО
  • Местная Администрация Местная Администрация
  • Муниципальный Совет Муниципальный Совет
  • Глава МО Глава МО