В России появятся электронные трудовые книжки с 1-го января

С 2020 года появится электронная трудовая книжка. Новый цифровой формат призван обеспечить постоянный и удобный доступ граждан к информации о своей трудовой деятельности, а работодателям – к новым возможностям кадрового учета. Переход на электронные трудовые книжки будет добровольным, позволяющим сохранить бумажный формат столько времени, сколько это необходимо. Исключением станут те граждане, кто
устроится на работу впервые с 2021 года. У них все сведения о трудовой деятельности будут вестись только в электронном виде без оформления бумажного носителя. Все граждане в течение 2020 года могут подать работодателю заявление в произвольной форме о сохранении бумажной трудовой книжки. В этом случае работодатель наряду с электронной книжкой продолжит вносить сведения о трудовой деятельности и в бумажную версию.
Граждане России, которые до конца 2020 года не обратятся к работодателю с заявлением о сохранении бумажной трудовой книжки, получат ее на руки. Сведения об их трудовой деятельности, начиная с 2021 года, будут формироваться только в цифровом формате. 
Доступ к электронной трудовой книжке будет открыт для граждан в личном кабинете на сайте Пенсионного фонда России и через портал госуслуг, а также посредством соответствующего приложения для смартфонов.  При необходимости сведения электронной трудовой книжки будут предоставляться в виде бумажной выписки. Обеспечить ее сможет работодатель
(по последнему/актуальному территориальный орган Пенсионного фонда России или МФЦ. Услуга предоставляется экстерриториально, т.е. без привязки к месту жительства
или работы человека.

К преимуществам электронной трудовой книжки отнесены:

удобный и быстрый доступ работников к информации о трудовой
деятельности;

минимизация ошибочных, неточных и недостоверных сведений
о трудовой деятельности;

дополнительные возможности дистанционного трудоустройства;

снижение издержек работодателей на приобретение, ведение
и хранение бумажных трудовых книжек;

дистанционное оформление пенсий по данным лицевого счета
без дополнительного документального подтверждения;

использование данных электронной трудовой книжки для получения
государственных услуг;

новые возможности аналитической обработки данных о трудовой
деятельности для работодателей и госорганов;

высокий уровень безопасности и сохранности данных.
Электронная трудовая книжка сохраняет практически весь перечень
сведений, которые учитываются в бумажной трудовой книжке:

место работы;

периоды работы;

должности (специальность, профессия);

квалификация (разряд, класс, категория, уровень квалификации);

даты приема, увольнения, перевода на другую работу;

основания прекращения трудового договора. Что касается работодателей, то с 1 января 2020 года для них введена обязанность ежемесячно представлять в Пенсионный фонд России сведения о трудовой деятельности, на основе которых будут формироваться электронные трудовые книжки россиян. Осуществляться в рамках действующего формата взаимодействия компаний с территориальными органами Пенсионного фонда. В связи с введением электронных трудовых книжек работодателям надлежит письменно проинформировать работников о соответствующих изменениях в трудовом законодательстве и праве работников сохранить бумажную трудовую книжку. При необходимости работодателям также предстоит провести работу по изменению локальных нормативных деятельность организации, внести изменения в соглашения и коллективные договоры. Начиная с 1 января 2021 года, в случаях приема на работу или увольнения, сведения о трудовой деятельности должны будут представляться организацией-работодателем в Пенсионный фонд не позднее рабочего дня, следующего за днем издания документа, являющегося основанием для приема на работу или увольнения. Переход на электронные трудовые книжки регламентирован
законодательством.